Легенды и мифы на службе у продавца бизнеса

Written By: Pavel Filippov - Сен• 03•11

…В то время как все боги делили землю, бог Гелиос отсутствовал и явился только тогда, когда свободных участков уже не осталось. Расстроенный Гелиос обратился с претензиями к Зевсу, но смог договориться лишь  о том, что ему достанется земля, которая поднимется из морских глубин. И, о удача, из морских глубин не замедлил подняться остров Родос, который и поступил в собственность Гелиоса.

Грош цена была бы этой нехитрой истории, если бы даже на самых высоких скалах Родоса не было полно ракушечника – осадочной породы, формирующейся на дне моря. Попробуй после этого, поспорь с  легендой…

Собственникам бизнеса, на входе в процесс продажи, имеет смысл заготовить некоторое количество легенд, которые увяжут все происходящее в единую и непротиворечивую картину для многочисленных заинтересованных сторон. Но не просто увяжут, а сделают это красиво. Это крайне важно, чтобы люди видели за происходящим стройную или даже романтическую историю, «story», которая, к тому же, имеет подтверждения в ряде реперных точек. Даже если легенда не во всех деталях соответствует действительности, она нужна, чтобы все обрело смысл. Если происходящее не складывается в адекватную историю, люди отказываются в нем участвовать, пассивно или активно, либо создают свои легенды, совсем не обязательно льющие воду на мельницу акционеров.

Кому нужны легенды? Абсолютно всем. Интуитивно понятно, что комментариев захочет менеджмент, вопросы могут начать задавать и рядовые сотрудники, разъяснений будут ждать контрагенты (клиенты, поставщики, банки и т.п.). Нужна правильная история для инвесторов/покупателей. Да и чего греха таить, собственникам тоже нужна история для самих себя: “Почему я делаю все это? Как далеко я готов зайти?”. История для самих себя это вообще важнейшая часть любого стратегического начинания, sence making.  Но это большая отдельная тема из области стратегического менеджмента.

Не следует понимать легенду как сказку для маленьких. Ни в коем случае. Сказка – ложь, сколько бы намеков в ней не содержалось. Легенда же – это один из сценариев развития событий. Легенда – это факты и ожидания, пропущенные через соответствующую призму так, чтобы связать важные для целевой группы события прошлого, настоящего и будущего в органичное целое. Цель – доказать, что происходящее не вселенская энтропия, а, наоборот, шаг вперед. Люди должны видеть и ощущать себя в понятном и позитивном контексте. Неопределенность и отсутствие информации вызывает больше стресса и необдуманных решений, чем участие в заведомо рискованном проекте.

Почему это «легенда», а не «объяснение», например? Да просто потому, что никто никогда не знает, что на самом деле происходит, ибо интересы сторон различны, ситуация изменчива и окончательные решения еще далеко не приняты. Совершенно ни к чему готовить людей к потрясениям, которые, возможно, никогда не произойдут. В этой ситуации нет никакого смысла объяснять то, что завтра может перемениться и всех запутать, надо предлагать устойчивую легенду.

«Мы не продаем компанию, мы привлекаем инвестора, который привнесет в наш бизнес компетенции и финансовые ресурсы и выведет нас в национальные лидеры»…

«Думая о слиянии с транснациональным игроком, мы хотим создать карьерные лифты для всех сотрудников и тем самым повысить их мотивацию»…

«Мы запланировали этот шаг для того, чтобы получить возможность предоставлять нашим клиентам глобальный сервис высочайшего качества»… И т.д. и т.п. Это только фрагменты легенд. Хорошие легенды часто начинаются словами «Наш первый агрегат (автомобиль, компьютер, и т.п. – нужное подчеркнуть) мы собрали в гараже…». Кстати, наверное, любой компании не помешает упаковать свои истоки в подобную красивую предысторию, детали которой, как правило, невозможно проверить. Это неплохо вдохновляет.

Легенда должна выходить в свет, когда целевая аудитория уже получила сигнал о том, что что-то происходит, но еще не укрепилась в своих выводах. Очевидно, что менеджеры и, скажем, поставщики, получают сигналы в разное время. Истории должны доходить до них в соответствующем порядке.

…Все знают про подвиг 300 спартанцев, которые три дня преграждали путь 200-тысячному персидскому войску в ущелье Фермопилы и погибли все до одного. Отличная легенда, тут вообще почти все – правда. Но есть маленькое дополнение: это спартанцев было 300, а всего греков было около 6000. Но остальные были не спартанцы, а ополченцы других городов, а также государственные крепостные (или попросту рабы) – илоты – коих приходилось несколько на каждого спартанца, но славой с которыми делиться было не принято…

Рассказывая о компании, топ менеджмент чаще всего склонен представлять себя потенциальным покупателям или инвесторам этакими 300 спартанцами, которые сделали или в настоящее время делают всю работу.  Это происходит почти бессознательно в расчете на упрочение своей переговорной позиции об условиях будущего найма. Однако, в большинстве случаев для собственника подобные легенды работают на понижение. Покупатель, как правило, не хочет иметь дело с горсткой пассионариев, предпочитая, чтобы успехи организации были достигнуты за счет организационного капитала – внутренних бизнес-процессов и организационной культуры – позволяющих любого «илота» относительно быстро трансформировать в спартанца.

Собственнику стоит озаботиться тем, чтобы появляющиеся таким спонтанным образом «вредные» легенды не пускали корней, а «правильные» легенды, наоборот, набирали силу. Планерки с менеджментом на предмет того, что говорим, что не говорим, не будут иметь должного результата, без качественной истории, достаточно простой, чтобы не вступать в противоречие с деталями, и достаточно стильной, чтобы образованным людям хотелось в нее поверить.

Другой нежелательной легендой, даже скорее мифом, с которым надо всячески бороться, является представление о том, что раз компания продается, значит с ней что-то не так. Опытный венчурный капиталист знает, что лучшее время продавать компанию это как раз тогда, когда нет особой нужды это делать, а лучшая сделка – это та, от которой до последнего момента ты можешь позволить себе отказаться. Легенда должна логично объяснять, почему компания продается, подводя покупателя и всех остальных к мысли, что собственник свободен в выборе, но, например, имеет альтернативные интересы и потому тестирует разные стратегические варианты.

…Греко-персидская война 480-479 гг. до н.э. – не единственная война, в ходе которой у Фермопил героически погибали небольшие отряды, сдерживая натиск превосходящего вражеского войска. Но легендой стали только 300 спартанцев под руководством царя Леонида. Может благодаря харизме царя Леонида, который по ходу наговорил массу афоризмов, может благодаря вниманию историка Геродота, но это так. Не всякое событие делает из человека легенду, зато разумный человек всегда может сделать легенду из события, причем почти из любого. И этим следует пользоваться.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>