M&A консультант: инструкция по найму

Written By: Pavel Filippov - Янв• 31•10


У вас есть бизнес. Вы хотите его продать. До этого момента вы не занимались подобными вещами, и опыта продажи бизнеса у вас нет… Или занимались, и этот опыт у вас есть – ЭТО АБСОЛЮТНО ВСЕ РАВНО. Оглянитесь вокруг в поисках М&A советника. Если цена бизнеса превышает несколько миллионов долларов, у M&A консультанта есть прекрасный шанс создать стоимость, превышающую стоимость его услуг. Детали любой адекватный консультант вам точно расскажет.

Вы оглядываетесь и видите массу славных опытных парней в одинаково хороших костюмах и запонках. Тогда вас посещает прекрасная мысль – тендер! Надо устроить тендер! Вы запрашиваете предложения и через некоторое время получаете их – одинаково убедительные с ценовым диапазоном плюс-минус 40% от среднего. Одни хотят больше комиссионных и меньше фиксированных платежей. «Ориентированные на результат», – думаете вы. Другие, наоборот, предполагают, что текущие затраты будут в достаточной мере компенсированы, но готовы согласиться с меньшими комиссионными. «Сомневаются», – прищуриваетесь вы. И вот тут легко допустить ошибку…

На самом деле начинать надо с главного: кто будет делать проект. Собирать коммерческие предложения от консультантов пока вы не увидели ту команду, с которой планируете работать – пустая затея. M&A проект – длинная история. С непредсказуемыми поворотами, как правило. Вы должны получить основания доверять консультанту в вещах, которые невозможно проверить. Убедиться, что он достаточно эмоционально зрел, чтобы вступать в дискуссии с серьезными людьми (с вами, в том числе) и убеждать их в своей правоте, не вступая в конфликты. Что он компетентен в вопросе, может контролировать процессы,  производит хорошее впечатление на окружающих и способен изъясняться на языке «наиболее вероятного противника». Заметьте, я говорю о вашем консультанте, а не о том высокопоставленном гражданине, который может прийти к вам продавать услуги своей компании. Если вы обнаружили, что визитер – не будущий менеджер проекта, а коммивояжер, которого вы видите в первый и последний раз независимо от того, закажете вы ему работу или нет, – используйте его для получения информации о рынке и настаивайте на встрече с лидером команды проекта.

Выбрав две-три альтернативных команды, можно начать выяснять, сколько они стоят. Заметьте, что на этом этапе, если вы вдумчиво провели предыдущий, брэнд консультанта для вас должен потерять решающее значение, как фактор цены. В конце концов, речь идет о конкретных людях и, если вы знаете точно таких же под менее заметным брендом, незачем переплачивать. В то же время можно и нужно платить за конкретную добавленную стоимость, связанную с институциональными возможностями компании – консультанта. Эти возможности разнятся в очень широком диапазоне, но не всегда востребованы в конкретных проектах. …Ну и приятно, конечно, при случае обронить: «Я тут нанял некий глобальный инвестбанк». Лишь бы это не стоило дополнительно полмиллиона долларов.

Теперь о структуре комиссионных. Ни одна из них не совершенна и каждая имеет достоинства. «Ориентированные на результат», ссылаясь на свой риск, обычно хотят очень высокие комиссионные. Если у вас есть основания полагать, что реализация сделки – исключительно функция от таланта и возможностей M&A консультанта, это прекрасный вариант. Если же вы ясно чувствуете в себе гибкость продать бизнес по лучшей доступной на рынке цене, независимо от ее размера – зачем платить двойную цену консультанту за его риск, которого не так и много? Есть и другой аспект – например, после того как сделана уйма работы в рамках сделки, у вас появляются сомнения «время ли сейчас продавать?», какой совет вам могут дать «ориентированные на результат», уже понесшие значительные издержки?…

«Сомневающиеся», обычно сомневаются ничуть не больше «ориентированных на результат», но у них другая бизнес-модель. Они дольше не сдаются, если что-то пошло не так (а запросто может), и могут позволить себе быть более искренними в ответе на поставленный выше вопрос. Но им необходимо платить, когда финального результата еще нет, что минус.

Для достижения баланса интересов с «сомневающимися» в качестве альтернативы ежемесячному ритейнеру хорошо работает система оплаты за достижение определенных промежуточных результатов, объективно приближающих стороны к реализации сделки  (завершение информационного меморандума, получение индикативного предложения, подписание письма о намерениях и т.п.). На «ориентированных на результат» отлично действует дифференцированный процент комиссионных по мере удаления от целевого уровня цены в ту или иную сторону.

Итак, вы использовали тендер, чтобы расширить свой кругозор, выбрали команду и, взвесив вероятность совершения сделки и предпочтения консультантов, структурировали модель комиссионных. Приняли решение выдать эксклюзивный мандат. (Если мандат не эксклюзивный – не ждите от консультанта полной самоотдачи. Лучше «зависеть» от одного полноценного и мотивированного консультанта, чем манипулировать несколькими неполноценными и условно мотивированными.) Теперь, занеся руку над мандатом на продажу, самое время в последний раз подумать над сакраментальным вопросом «Продавать или нет»? Если вы выбрали хорошего консультанта, вам придется принимать это решение довольно скоро.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Comment

  1. Николай:

    Просто шикарный портал, желаю удачи Вам в развитии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>