Цена или структура?

Written By: Pavel Filippov - Сен• 30•09


«Оценка бизнеса – краеугольный камень любой сделки». В эту легенду в равной мере верят и покупатели  и продавцы. «Прежде чем продавать бизнес – оцени его и продавай за ту цену, которую он стоит». «Если бизнес не продан по цене, указанной в отчете по оценке – оценка была неправильной». «Отчет об оценке бизнеса остается релевантным несколько месяцев (больше, чем пару часов)»… Все эти мифы крайне прочно укоренились в сознании продавцов бизнеса и только реалии жизни способны их поколебать… в том случае, конечно, если собственники готовы эти реалии принять. А реалии таковы, что в отчете по оценке бизнеса важен, главным образом, сам процесс: гипотезы, факторы, модель, наконец, а не результат. Разумеется, с точки зрения управления собственными ожиданиями полезно получить некую цифру, особенно если она отличается от SDP (seller’s dream price, которая у каждого собственника в голове обычно есть). Однако специалист, знакомый с технологиями оценки, хорошо понимает, что цифры-то не существует. Есть облако значений – многомерная матрица возможных исходов. Это облако поменьше для компаний, обложенных долгосрочными договорами с клиентами с высокими барьерами выхода из этих договоров (например, сдача в аренду зданий гипермаркетов), и просто неприлично огромно для небольших консультационных компаний, продающих tailor made solutions. Что же определяет разнообразие исходов оценки? Ну, в частности, ставка дисконтирования. Процесс прогнозирования ставки, которую покупатель (не известный нам в момент оценки) применит для дисконтирования доходов по проекту покупки компании, не имеет к науке ни малейшего отношения. А меж тем важно понимать стоимость именно глазами покупателя. Во-вторых, terminal value – стоимость, создаваемая за пределами временного горизонта, в котором собственник реально способен прогнозировать денежный поток. Это же вообще чистое шаманство. Да и чего там греха таить – насколько точен может быть прогноз денежного потока хотя бы на пять лет вперед? Плюс-минус 30%? В лучшем случае…

Специфика текущего момента к тому же такова, что сценарии развития событий для большинства компаний разбегаются как палочки в раскрытом веере. И нет ничего удивительного, что покупатель при этом берет за базовый один из пессимистичных сценариев, а продавец… Ну вы меня понимаете. Как же в этой ситуации договариваться о цене сделки? Очень просто: цен должно быть несколько. Лучше – облако. Структура сделки должна резервировать для продавца опцион получить upside в случае, если реализуется сценарий, лучше того, который покупатель готов принять для своей оценки. Earn-out – хороший вариант, далеко не единственный. В зависимости от степени влияния продавца на результат, переменной, к которой может быть привязан отложенный обусловленный платеж, может являться выручка, валовая прибыль, EBIT или все вместе взятые в определенной пропорции. Фиксированный обусловленный платеж также работает неплохо – получена лицензия (продлен договор, заработал прототип и т.п.) – получи бонус. Ну или наоборот… Структура вообще первична по отношению к цене, ибо задает систему факторов стоимости бизнеса – вещь на порядок более практичную, чем просто цена. Осталась мелочь – количественно оценить отдельные факторы стоимости или их комбинации. Как? С помощью той самой модели оценки бизнеса. Как же без оценки? Без оценки нельзя…

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.